Совершенствование технологических требований к конструкции шкафных блочных пунктов редуцирования газа

А.В. Бирюков, А.Е. Даньшев, А.И. Кузяева, Д.Л. Гейзина
(ОАО «Гипрониигаз», (8452) 74-93-56, 74-93-60)

Важнейшими структурными элементами газораспределительной сети являются пункты редуцирования газа, которые в значительной степени определяют эффективность транспортирования газа до конечного потребителя.

С 01.01.2013 г. введен в действие ГОСТ Р 54960-2012, который стал первым документом в области стандартизации соединившим воедино технические требования к конструкции блочных газорегуляторных пунктов и шкафных пунктов редуцирования газа (далее – ГРПБ и ГРПШ соответственно) с целью соблюдения требований Технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (ТР ТС 010/2011) (вступил в силу 15.02.2013 г., далее – Технический регламент). Требования указанного стандарта, несмотря на их общий характер, ставят новые задачи перед производителями в части повышения безопасности и надежности пунктов редуцирования газа. На отечественном рынке представлен достаточно широкий выбор ГРПШ и ГРПБ различных производителей аналогичных по применяемым технологическим схемам (в т.ч. по пропускной способности, входному/выходному давлению) и техническим устройствам, но значительно отличающихся по своим габаритным размерам. В связи с этим было принято решение о разработке технических условий «Пункты редуцирования газа шкафные» и «Пункты газорегуляторные блочные» (далее – технические условия), которые будут не только устанавливать требования к изготовлению ГРПШ и ГРПБ, обеспечивая выполнение требований Технического регламента и ГОСТ Р 54960-2012, но и решат вопрос унификации пунктов редуцирования газа.

Указанные документы были разработаны ОАО «Гипрониигаз» по заказу ОАО «Газпром газораспределение».

Технические условия устанавливают комплекс требований при изготовлении, контроле и приемке ГРПШ и ГРПБ, выпускаемых для реализации в сфере деятельности ОАО «Газпром газораспределение» и предназначенных для применения в сетях, транспортирующих природный газ по ГОСТ 5542-87 давлением до 1,2 МПа включительно.

Унификация пунктов редуцирования газа реализована по условным обозначениям, по строительным размерам и исполнениям линий редуциро-вания.

Исполнения по направлению входа и выхода реализованы:

  • для ГРПШ: «вход, выход снизу», «вход снизу – выход сбоку», «вход сбоку – выход снизу»;
  • для ГРПБ: «вход сбоку – выход спереди», «вход спереди – выход сбоку», «вход, выход сбоку».

Исполнения по габаритным и строительным размерам, состава технических устройств на линии редуцирования и выходного давления:

  • для ГРПШ в зависимости от пропускной способности: до 120 м3/ч, до 400 м3/ч, до 1000 м3/ч, до 5000 м3/ч;
  • для ГРПБ в зависимости от диаметра: DN 50, DN 100, DN 150, DN 200.

Первые редакции документов были направлены на отзыв в ГРО и в Ассоциацию производителей газового оборудования (далее – АПГО), от которых поступило более 140 замечаний и предложений к каждому документу. На основании полученных замечаний и предложений технические условия были откорректированы и рассмотрены на НТС ОАО «Газпром газораспределение» в декабре 2012 г., а также на совещании в ОАО «Гипрониигаз» с представителями предприятий-изготовителей (членов АПГО) пунктов редуцирования газа в январе 2013 г. Следует отметить, что разработанные технические условия вызвали повышенный интерес со стороны предприятий-изготовителей. Кроме того, в настоящее время создана рабочая группа с участием представителей АПГО для доработки графического материала документов, с целью оптимизации габаритных и строительных размеров. Откорректированные с учетом замечаний и предложений, полученных от предприятий-изготовителей, технические условия планируется представить на рассмотрение на НТС ОАО «Газпром газораспределение» в 2013 г.

 

Комментарий редактора «Вестника Газпроммаша», Б.К. Ковалева.

Выработка единых технических требований, предъявляемых к газорегуляторным пунктам, безусловно, важная и актуальная задача. Однако, принимая решение по введению в действие новых нормативных документов, содержащих эти требования, необходимо учитывать следующие моменты.

1. Известно, что любые ограничения тормозят прогресс. Поэтому «правильный» нормативный документ всегда оставляет некоторую свободу для творчества, направленного на совершенствование конечного материального продукта или процесса. То есть, по ряду дискутируемых и по большинству непринципиальных вопросов общие технические условия должны носить рекомендательный характер, а не подменять собой технические условия предприятий-изготовителей.

2. В современной жизни экономика активно вмешивается в технический прогресс, не всегда правильно расставляя приоритеты. Приходится констатировать, что некоторые современные нормативные документы учитывают в первую очередь экономические интересы потребителей промышленного оборудования, и только потом – техническую составляющую. А возможные последствия подобных нормативных нововведений в отношении разработчиков, изготовителей и эксплуатационных служб, обеспечивающих фактический технический уровень - не рассматриваются вовсе или прописываются в директивном порядке. Между тем, любое новшество требует определенной адаптации и согласованного переходного периода для всех участников процесса. Только в этом случае оно может реально стать максимально эффективным.

Хочется надеяться, что доводы разработчиков и изготовителей газорегуляторных пунктов не останутся без внимания при доработке рассматриваемых нормативных документов.