ОПЫТ РАЗРАБОТКИ ШАРОВЫХ КРАНОВ И ФИЛЬТРОВ ДЛЯ ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Н. М. Перепёлкина
(руководитель работы В. А. Ломовцев, зам. главного конструктора)

КРАНЫ ШАРОВЫЕ

Завод «Газпроммаш» серийно выпускает шаровые краны, которые могут использоваться на трубопроводах с различными рабочими давлениями.

Так, например, наиболее широко применяются в газовой обвязке газорегуляторных пунктов шаровые краны КШ 32 и КШ 50 с рабочим давлением до 1,6 МПа (16 кгс / см2), корпуса и затворы (шары), которых отлиты из алюминиевого сплава АК7. Главной отличительной особенностью этих кранов является особо прочное оксидное покрытие рабочей поверхности затворов (шаров), наносимое в реакторах с использованием токов высокого напряжения (до 12 кВ). Указанное покрытие запатентовано и является «ноу-хау» завода «Газпроммаш». Другой запатентованной особенностью этих кранов является наличие на фланцах специальных приливов, в которых могут быть выполнены отверстия для отбора газа на манометры или на другие цели. Уплотнительные сёдла этих кранов выполнены из полиуретана СКУ ПФЛ-100, который обладает более высокой износостойкостью, чем фторопласт и другие уплотнительные материалы, что в сочетании с высокой прочностью рабочей поверхности затворов (шаров) обеспечивает не только высокую надёжность и долговечность в работе, но и позволяет использовать эти краны для работы (на определённое время) в дросселирующем режиме, например на байпасных линиях ГРП. В этом случае краны оснащаются специальным рычажно-винтовым приводом, в конструкции которого использован принцип «качающей гайки», позволяющий выдержать минимальные зазоры в механизме и тем самым обеспечить более точное позиционирование затвора при дросселирование. Такие краны могут поставляться как с круглыми, так и с квадратными фланцами.

Продолжением типоразмерного ряда кранов, работающих на давлении до 1,6 МПа (16 кгс / см2), являются краны КШ 80 и КШ 100, корпуса которых выполнены из стальной трубы, а затворы (шары) из алюминия. Так как эти краны оснащены уплотнительными сёдлами из полиуретана, а затворы (шары) имеют твёрдое оксидное покрытие рабочей поверхности, они обладают теми же преимуществами, что и описанные выше. Их конструктивной особенностью является возможность оснащения поворотными фланцами или же установка кранов без фланцев (на шпильках). Все стальные детали этих кранов имеют стойкое антикоррозионное покрытие.

Кран шаровой КШ 150/80

Краны шаровые производства завода «Газпроммаш»

Завод «Газпроммаш» выпускает также шаровые краны, с рабочим давлением до 8,0 МПа (80 кгс / см2). Типовым представителем этих изделий является кран шаровой КШ 150 / 80. Так как данный кран пользуется наибольшим спросом на газораспределительных станциях, его корпус для повышения ремонтнопригодности, выполнен из двух частей с разъёмом по оси вращения шаровой пробки. Корпусные детали крана выполнены из кованой стали (09Г2С), а шаровая пробка — из нержавеющей стали (40Х13), прошедшей специальную термическую обработку (закалку) для повышения твёрдости рабочей поверхности. Кран полностью соответствует требованиям технической спецификации ОТС-ЗРА-98 ОАО «Газпром». Отличительной особенностью этого крана является оригинальная конструкция седла, обеспечивающая надёжную герметизацию шаровой пробки и защиту полиуретанового уплотнителя от эрозии под воздействием абразивных частиц, присутствующих в газе. Сёдла работают следующим образом. При низком давлении герметичность обеспечивается усилием пружин. Этого усилия достаточно для герметизации шаровой пробки, а поскольку торцевая поверхность полиуретанового уплотнителя, находящая в контакте с шаровой пробкой имеет сферическую поверхность, что обеспечивает минимальную площадь контакта; При высоком (рабочем) давлении герметичность обеспечивается за счёт усилия, создаваемого перепадом давления. В конструкции седла предусмотрена возможность подачи уплотнительной смазки в зону герметизации, что позволяет при возникновении протечки быстро локализовать её и тем самым восстановить работоспособность крана. Все поверхности корпуса и других деталей имеют защитное покрытие. Кран укомплектован рычажно-винтовым приво дом, который установлен на универсальном фланце, позволяющим также установку любых других типов приводов. Шаровой кран КШ 150 / 80 с положительным результатом прошёл приёмочные испытания и рекомендован в серийное производство постоянно действующей комиссией по проведению испытаний запорно-регулирующей арматуры, применяемой на объектах ОАО «Газпром»

Конструкция крана защищена патентами РФ.

Для широкого применения в обвязке газового оборудования раз работан ряд шаровых кранов с условными проходами DN10, 15, 20, 25, 32 на рабочее давление 10 МПа (100 кгс / см2). Краны данного ряда имеют конструктивную особенность, позволяющую просто и надёжно защитить седло от эрозионного износа и тем самым существенно увеличить срок службы изделия.

ФИЛЬТРЫ ГАЗОВЫЕ

Завод «Газпроммаш» серийно выпускает фильтры газовые, которые имеют различные конструктивные исполнения. Например, поставлены на производство фильтры с условными проходами DN 32, DN 50, DN 80 и рабочим давлением PN 1,6 МПа (16 кгс / см2), корпуса которых выполнены из алюминиевого литейного сплава АК7. При этом корпуса фильтров могут иметь как линейное (прямое) расположение фланцев, так и угловое. Отличительной особенностью этих фильтров является наличие на входном и выходном фланцах приливов, в которых могут быть выполнены отверстия для отбора газа на манометры или на другие цели. В зависимости от степени очистки фильтры могут быть оснащены любым из трёх видов фильтрующих элементов, выполненных из следующих материалов:

  • полутомпаковая сетка (0,25 мм);
  • нержавеющая сталь (0,1 мм);
  • полипропиленовые волокна (10 мкм).

Фильтр с полипропиленовым фильтрующим элементом рекомендуется применять перед счетчиками газа.

Конструкция фильтров защищена патентами РФ.

Выпускаются также фильтры с условными проходами DN32, DN50, DN80, DN100, DN150, DN200 и рабочим давлением PN 1,6 МПа (16 кгс/см2), корпуса которых выполнены сварными из стальной трубы и эллиптического днища. Корпуса фильтров герметизируются крышкам, также выполненными из эллиптического днища и фланца. Внутри корпусов на цилиндрическом каркасе из стержней («беличье колесо») установлен фильтрующий элемент. Каркас обеспечивает механическую устойчивость фильтрующего элемента при повышенном (до 1000 мм вод. ст.) перепаде давления. В зависимости от требуемой степени фильтрации, эти элементы могут быть выполнены из различных материалов, указанных выше. Для контроля перепада давления на фильтрующем элементе, входной и выходной патрубки корпуса фильтра оснащены штуцерами с трубной цилиндрической резьбой G 1/2. Для удаления конденсата и загрязнений из корпуса в эллиптическом днище имеется отверстие, закрытое пробкой. Фильтры могут изготавливаться в исполнениях с вертикальным или горизонтальным расположением оси корпуса. Начиная с условного прохода DN80 и выше, фильтры имеют каркасы, для крепления в оборудовании.

Фильтры газовые